Постановление №1

Решение об открытии на неопределенный срок Байкальского ЦБК с возобновлением сброса ядовитых стоков в Байкал, окружено различными мифами, которые мы стараемся развенчать в предлагаемом Вам материале. Мы специально сделали его как можно более сухим, чтобы наиболее четко прозвучали именно факты, а не эмоции и лозунги, которыми полны выступления сторонников открытия комбината.

Суть Постановления Правительства РФ №1 от 13 января 2010г. «О внесении изменений в Перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Постановление №1 от 13 января 2010 г. состоит из трех пунктов. Хотя касаются они, в первую очередь, Байкальского ЦБК, но в то же время открывают дорогу на Байкал другим опасным проектам, так как внесли серьезные изменения в Постановление Правительства РФ №643 от 30.08.2001 г. «Об утверждении Перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории»:

а) Абзац двенадцатый исключить:

исключен запрет на производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды.

До 2008 г. Байкальский ЦБК сбрасывал в Байкал около 120 тыс. кубических метров сточных вод в сутки (об их влиянии см. ниже). Несмотря на то, что это было запрещено Постановлением №643, собственники ссылались на отсутствие описания границ экологических зон Байкальской природной территории. В 2006 г. эти границы были утверждены Распоряжением Правительства РФ №1641-р от 27.11.2006 г. С того дня БЦБК и его сточные воды находились вне закона, но это не остановило сбросы. Эти документы стали всего лишь еще одними пунктами в «Грязной истории БЦБК».

После вступления в силу Постановления №1 БЦБК опять может сбрасывать токсичные отходы в Байкал. Причем без ограничения по срокам, объемам и содержанию. На это надо обратить особое внимание. Прозвучало немало заявлений, что разрешение на сброс дается то ли на 10 месяцев, то ли на 3-4 года. Якобы, за это время либо перепрофилируют комбинат, либо введут замкнутый цикл. Однако, во-первых, Постановление не предусматривает НИКАКИХ ограничений по времени. Во-вторых, даже при беглом взгляде на историю «взаимоотношений власти и Байкала», видно, что обещаний перепрофилировать, прекратить стоки в Байкал, ввести замкнутый цикл – давалось огромное количество, но ничего не происходило.

б) абзац сорок шестой изложить в следующей редакции:

«складирования, захоронения, и обезвреживания вновь образующихся отходов I-V классов опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений».

Теперь на берегах Байкала – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, разрешено захоронение отходов ВСЕХ классов опасности, включая радиоактивные и высокотоксичные.

БЦБК производит отходы всех пяти существующих в России классов опасности (Доклад МПР РФ «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2007 г.», стр. 181). До 13 января 2010 г. наиболее опасные отходы приходилось сдавать по договорам об утилизации специализированным организациям. Теперь хранить и перерабатывать, к примеру, серную кислоту, можно прямо на территории БЦБК в десятках метров от Байкала.

в) абзац сорок седьмой после слов «путем сжигания» дополнить словами «без очистки выбросов до нормативного качества».

Некоторые считают это сжигание «обезвреживанием», хотя зола, получаемая после сгорания, пусть и занимает меньший объем, часто на порядок токсичнее. Учитывая, что ни одна установка по сжиганию отходов не может обеспечить приемлемую и экономически оправданную очистку отходящих газов, остается признать, что подобный способ «обезвреживания» отходов крайне опасен и экономически не выгоден.

Необходимо подчеркнуть и невозможность должного контроля за такими опасными процессами. Как выяснилось во время общественной кампании против строительства мусоросжигательных заводов в Москве и Санкт-Петербурге, в России до сих пор нет возможности обеспечить надлежащий контроль качества выбросов. А регулярный диоксиновый мониторинг в России вообще не существует.

Итак, результат подписания премьер-министром В.Путиным Постановления Правительства РФ №1 от 13 января 2010 г:

  • БЦБК может сбрасывать в Байкал токсичные стоки без ограничений;
  • на Байкале можно складировать, перерабатывать и сжигать любые отходы, даже самые опасные.

Юридический анализ Постановления Правительства РФ №1 от 13 января 2010 г.

Сразу после выхода Постановления Гринпис России подготовил и направил Президенту РФ Дмитрию Медведеву юридический анализ Постановления № 1.

Постановление противоречит российским законам и нарушает международное законодательство, в частности, Международную конвенцию об охране Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Это подтверждено также мнением авторитетных ученых, изложенным в декабрьском (2009 г.) письме председателя Научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал академика Михаила Кузьмина и ученого секретаря Научного совета Ирины Максимовой (zip-архив, 1,12Mb).